- У некоторых когнитивных терапевтов возникают проблемы с концепцией режимов и такими терминами, как «уязвимый ребенок». Как вы это объясните и почему используете этот термин?
- Существует литература о множественных «я» — о том, что в разное время мы действуем по-разному, и что настроение меняется в разные периоды времени. Как только люди принимают концепцию, о том, что существуют разные режимы и состояния, возникает вопрос: «Как мы назовем эти состояния?» . Если посмотреть на чистые эмоциональные состояния, например, в моменты, когда нам грустно, мы плачем, то можно понять, что эта реакция находится в примитивной части мозга - нашей «детской» части. Если кому-то не нравится слово «детский», можно использовать термин «примитивный» или «ранний». Идея состоит в том, что детские режимы не являются частью процессов более высокого уровня - наших взрослых процессов. Причина, по которой я называю это «детским» режимом, заключается в том, что чувства и эмоции, с которыми пациенты приходят на терапию, часто возникают в детстве и обычно не могут измениться без терапии. Мы до сих пор реагируем так же, как в детстве. Я думаю, люди должны признать, что эмоциональная часть нас состоит из глубоко укоренившихся нейронных связей, заложенных в очень раннем возрасте, которые, как правило, не меняются с течением времени сами по себе, и их очень трудно изменить в более позднем возрасте.
Такой термин, как «уязвимый ребенок», помогает пациенту лучше уловить идею глубоко укоренившихся эмоций, зародившихся в детстве, в отличие от термина «глубинное убеждение», который имеет менее эмоциональный и обогащающий смысл. Я очень стараюсь использовать язык, который передает эмоции и находит отклик у пациентов. Некоторые терапевты предпочитают более когнитивные или академические термины. Но если мы пытаемся передать пациентам эмоциональные концепции, я не думаю, что интеллектуальные или абстрактные термины будут столь же эффективны.