Потребности

"Вода, солнечный свет, воздух и питательные вещества — основные потребности для здоровой жизни растений. Точно так же для психического и эмоционального здоровья человека необходима забота о его основных эмоциональных потребностях.

И как увядшая листва является признаком того, что основные потребности растения не удовлетворяются, существуют знаки, указывающие на то, что основные эмоциональные нужды детей не удовлетворяются должным образом, что неминуемо приведет к формированию целого комплекса нездоровых моделей поведения".

"Недостаток любви не менее опасен, чем недостаток витаминов"
Абрахам Маслоу первым описал потребности человека. Он разделил их в иерархическом порядке на пять основных видов, говоря о том, что как только самая основная нужда удовлетворяется (не обязательно на 100%), актуализируется следующая и так далее.

  • физиологические нужды - все то, что требуется организму для поддержания нормального состояния (постоянная температура тела, определенное количество воды, солей, микроэлементов и кислорода в плазме крови);
  • потребности в безопасности - необходимость в защите, стабильности, достатке, покровительстве и свободе от страха, тревоги и хаоса, а также необходимость в структуре, порядке, законе и ограничениях;
  • ощущении принадлежности - потребность в связи с другими людьми, любви, заботе, эмоциональном тепле;
  • уважении и признании - необходимость занять "место место под солнцем";
  • самореализации - потребность в реализации ценностей своей личности, в саморазвитие.


При этом, одни потребности осознаются людьми больше, чем другие. Намного легче опознать физиологические нудны и потребности в безопасности, чем психологические.

Маслоу особенно отмечал, что утоление эмоционального голода не менее значимо, чем удовлетворение потребности в еде, одежде и крыше над головой. Основные эмоциональные потребности не менее реальны и важны, чем физические. И что без удовлетворения этих потребностей человека трудно назвать здоровым.
Что такое базовая эмоциональная потребность?
Эмоциональная потребность является базовой, если:

• её удовлетворение или неудовлетворение приводит соответственно к улучшению или ухудшению состояния человека;

• каждая эмоциональная потребность вносит свой вклад в общее состояние человека и не может пересекаться одна с другой или вытекать друг из друга;

• основные эмоциональные потребности очевидны и общепризнаны в любой культуре.

Стремление к удовлетворению базовых эмоциональных потребностей начинается с рождения и не заканчивается всю жизнь.


В схема-терапии выделяют 5 групп базовых эмоциональных потребностей
Потребность в надежной привязанности
Самая базовая потребность ребенка (и взрослого человека) в ощущении глубокой здоровой привязанности к родителям, чувстве принадлежности к семье, в которой он принят и безусловно любим. Если ребенок получает надлежащее удовлетворение этой нужды, у него естественным образом развивается способность доверять, принимать себя и быть открытым, формируется чувство удовлетворения и способность к близости, чувство сопричастности и родства, эмоциональная спонтанность и способность выражать свои чувства, а также стремление к саморазвитию и настойчивость в достижении успеха.
В эту группу потребностей входит:
Потребность в автономии и компетенции
Автономия - умение принимать решения и самостоятельно выбирать, что делать, когда и как. Подростки и взрослые, у которых сформировалось это качество, счита­ют, что их поступки определяются их собственным выбором, а не навязаны извне. Когда дети становятся более самостоятельными и умелыми каждая победа и обретенный навык увеличивает их чувство собственного достоинства и внутреннюю мотивацию, формируя чувство собственной компетентности. Они верят, что сумеют разобраться во всем, что необходимо.

Автономия — это потребность ребенка в развитии своей личности, своих способностей и уверенности в себе по мере взросления. Если родители удовлетворяют ее, у ребенка формируются уверенность в безопасности и благополучии, независимость и компетентность, ощущение собственной индивидуальности и способность к развитию, уверенность в себе и стабильность, оптимизм, упорство и способность к самовыражению.

Маленькие дети практически не принимают самостоятельных решений относительно того, что им есть, как одеваться, когда принимать ванну и т.п. Однако с возрастом необходимо расширять круг принимаемых ими решений. К сожалению, если родители принимают слишком активное участие в жизни ребенка и чрезмерно его контролируют либо не участвуют в его жизни вовсе и не контролируют, дети не смогут научиться действовать самостоятельно и со знанием дела. При таком поведении родителей, будь оно намеренно или нет, чувство собственного достоинства ребенка будет задето, и он будет раздражаться, чувствовать себя неуверенно и не захочет ни к чему стремиться.
Потребность в свободном выражении чувств
Люди постоянно испытывают самые разные эмоции. Когда родители чувствуют эмоции детей, сопереживают им и помогают им разобраться в их чувствах, те ощущают любовь и принятие.

Признание родителями правомерности чувств детей, а также помощь в развитии эмоционального интеллекта способствуют:

• здоровому психическому развитию: дети с развитым эмоциональным интеллектом способны регулировать свои эмоции, а значит легче переживать разочарования, лучше и быстрее успокаиваться;

• здоровому физическому развитию: благодаря своему умению лучше справляться с эмоциями, дети реже болеют;

• успешной социальной адаптации: дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше общаются с другими и могут справляться с трудными ситуациями, например, когда над ними насмехаются; им удается построить более крепкую дружбу с другими детьми;

• хорошей академической успеваемости: эмоционально развитые дети способны лучше концентрироваться и, соответственно, достигают значительных успехов в учебе

Однако многие не придают большого значения тому, что переживает ребенок. Кто-то считает проявление чувств чем-то нездоровым. Других заботит лишь поведение своего чада. А кто-то всецело поглощен собственными интересами и тревогами. Что в свою очередь приводит к подавлению чувств ребенка, к тому, что они уже во взрослом возрасте становятся склонный подчиняться воли других или жертвовать своими потребностями в угоду другим людям. Страдает социальная адаптация человека и его ментальное здоровье: подавление чувств часто сопряжено с высоким уровнем самоагрессии.
Потребность в реалистичных границах
Потребность в разумных ограничениях — это потребность ребенка понимать, что хорошо, а что плохо; знать, где проходят границы личного пространства, и иметь необходимые навыки для того, чтобы жить в ладу и успешно работать с окружающими людьми. Ребенок, чья потребность в границах удовлетворяется, умеет сотрудничать, у него развито чувство справедливости, равенства и взаимозависимости, он умеет контролировать и дисциплинировать себя.

И детям, и взрослым совершенно необходимы границы, чтобы жить в мире с другими людьми. Конечно, все семьи разные — кто-то прекрасно себя чувствует среди шума, гама и беспорядка, а кому-то необходимы тишина, покой и строгий режим дня. Главное, чтобы родители имели четкое представление о своей системе ценностей, и установленные ими пределы и ограничения их отражали. Когда мы, удовлетворяя эту эмоциональную потребность, вводим ограничения и требуем от детей их соблюдения — это не что иное, как проявление родительской любви. Способ установления ограничений не менее важен, чем сами ограничения. С одной стороны, они должны обозначаться здоровым и уважительным способом, чтобы не вызвать у ребенка обиду и раздражение, с другой - должны устанавливаться с должной твердостью, иначе проблемы также неминуемы. Ограничения позволяют детям понять, что, как бы они этого ни хотели, мир не вращается вокруг них, и они обязаны уважать интересы окружающих, если хотят ответного уважения. Ограничения учат детей жить согласно «золотому правилу этики» — поступать с другими так, как мы хотим, чтобы поступали с нами.

При фрустрации потребности ребенок испытывает сложности в саморегуляции, ощущает себя неспособным организации себя и своей жизни. В других случаях детское восприятие себя как «центра мира» сохраняется, что в итоге приводит к выраженным сложностях во взаимодействии с социумум, установлении близких отношений.
Потребность в спонтанности и игре
Любознательность ребенка побуждает его исследовать все вокруг, задавать вопросы и овладевать новыми навыками с помощью многократных повторений. Ребенок с энтузиазмом открывает для себя окружающий мир и развивается, словно губка, впитывая все вокруг. Он почти не видит разницу между обучением и игрой, поскольку и то, и другое для него одинаково весело. Дошкольники в основном учатся из любопытства, а не из желания достичь какого-то результата: детям просто интересно. Они наделены внутренней мотивацией, в то время как стремление к результату и поощрению приводит к тому, что со временем ребенок перестает ощущать восторг от процесса познания и начинает испытывать чувство апатии.

В игре и спонтанности ребенок учится получать удовольствие от жизни и от себя, что сильно влияет на уровень общей удовлетворенности жизнью.

При фрустрации потребности в спонтанности и игре у человека часто возникает подавленность, отсутствие интереса к жизни, высокая тревога в связи с фиксацией на высоких результатах, достижениях.
Made on
Tilda